Прямой поставщик ковров
Karavankovrov.ru
Санкт-Петербург

Надписи и даты на коврах ручной работы

Чтобы выделить и пометить свою работу, мастера ковроткачества часто оставляли на коврах ручной работы даты или подписи. Такие отметки увидеть, различить и разгадать очень сложно. Оставляли даты и подписи на бордюрах ручных ковров небольших размеров, кроме того, мастера были зачастую безграмотны и могли написать цифры или буквы верх ногами или задом наперед. Поэтому иногда на расшифровку даты на ковре ручной работы уходит много времени.

Даты на коврах ручной работы оставляли в основном деревенские мастера, они были безграмотны и писать не умели. Благодаря тому, что мастера ткали даты на коврах, мы можем узнать время их производства и определить антикварные ковры ручной работы. При расшифровке дат на коврах ручной работы могут возникнуть трудности:

  • Во-первых, могли писать нечетко или с ошибками, поэтому расшифровать точно даты на коврах бывает сложно;
  • Во-вторых, мастера, пытаясь сразу сделать свой ковер антикварным, специально неправильно датировали ковровое покрытие или просто копировали дату с другого ковра;
  • В-третьих, в начале 20 века в некоторых восточных странах произошел переход на солнечный календарь. Перевод одной даты в другую – трудный процесс и не может гарантировать 100%-ую точность.  

Существование даты на коврах ручной работы может стать причиной повышения его цены, особенно, если ковер антикварный и датирован 19-20 веками. Но нужно точно убедиться, что дата на ковре точная, не выткана специально.

Если даты на коврах ручной работы помогают нам узнать время его производство, то подписи на коврах помогают нам узнать автора работы и классифицировать его работы. Так, исследователи узнали ткацкую семью Табба Табаи, которая занималась изготовлением ковров ручной работы Тебриз, мастера ковроткачества Ахмада Джодажди, который ткал иранские ковры из шерсти и шелка. Однако зачастую подписи на коврах ручной работы принадлежат не мастеру, который ткал ковер, а имя человека, для которого изготавливает этот ковер.

С помощью подписей на коврах можно также понять ткали ковер в деревне или в городе. Преимущественно подписи оставляли именно городские мастера, во-первых, они были более грамотными, во-вторых, в селах и деревнях индивидуализм и авторство не признавали. 

Размещают подпись на центральной части края ковра или на вторичном бордюре. Надпись может представлять собой имя, фамилию, название города или страны, в которой был изготовлен ковер. Но встречаются и ковры, где выткано стихотворение или предложение, которое сочетается по смыслу с картинкой на ковре. 

Расшифровать подпись на ковре ручной работы еще сложнее, чем дату, так как она может быть с ошибками или просто быть стилизованной под орнамент ковра. Однако, в отличие от даты, подпись на ковре не представляет особой ценности, за которую следует переплачивать. На различных шелковых коврах из Кума, Хереке, Килима присутствуют подписи, но это не делает их более ценными. Обращать внимание стоит на плотность ковра, которая является основным показателем его качества и прочности.