Прямой поставщик ковров
Karavankovrov.ru
Санкт-Петербург

Натуральные красители в коврах ручной работы

Ковер ручной работы – натуральное шелковое или шерстяное изделие, которое полностью состоит из природных материалов. Окрашивают пряжу в странах-лидерах по производству ковров в красители, которые изготавливались из корней и листьев растений, минералов, насекомых и т.д. Создание натуральных красителей – это тяжелый и трудоемкий процесс, заниматься этим могли только люди, знающие специфику до мелочей. Соответственно, восточные ковры руной работы, окрашенные в натуральные краски, - дорогостоящие. Но природные красители даже через сотни лет не потускнеют, а получить такое разнообразие глубоких красок можно только с их помощью. 

В каждой стране и даже каждом регионе методика изготовления натуральных красителей отличается, как и отличаются природные материалы. Если ковер, изготавливаемый в Иране, хотели окрасить в традиционный красный цвет, то для этого использовали корень марены или кашениль, а если в коричневый – ореховую шелуху. Синий цвет получали из листьев индигоферы (отсюда название индиго), желтый могли получить с помощью луковой шелухи, шафрана, карри или ревеня, дубовая кора, грецкий орех помогали мастерам окрасить свои ковры в черный цвет. Зачастую, чтобы получить какой-то определенный цвет ковра, его приходилось окрашивать несколькими цветами. Например, зеленые ковры получались путем окрашивания сначала в синий цвет, потом в желтый. 

Мастера турецких ковров использовали даже насекомых для получения натуральных красителей. Свои красные турецкие ковры они окрашивали с помощью кермесового червеца или насекомых кошенили. А смолу, выделяемую насекомыми, восточные мастера ковроткачества использовали, чтобы окрасить ковер в сине-красный или пурпурный цвета. С помощью минеральных веществ, точнее, с помощью их пигментов, также научились изготавливать разнообразные красители. Известь служила для образования белого цвета, малахит – зеленого, охра – желтого, красного и коричневого.  

Стоит отметить, что каждый цвет смотрелся по-разному в зависимости от материала пряжи. На оттенок цвета также влияла вода, которую использовали при окраске ковра. Для закрепления результата и предохранения краски от стирания мастера использовали лимонную кислоту или соду. Это помогает коврам сохранять долговечность. 

Для получения более мягкого и слабого цвета мастера и красильщики окрашивали пряжу для ковра несколько раз. Первое окрашивание в чане делало цвет глубоким и насыщенным, второе и третье окрашивание ковра позволяло добиться мягкого тона. Так, в шерстяных и шелковых коврах Чуби мастера использовали как яркие цвета, так и приглушенные.

Техника окрашивания ковров ручной работы состоит из двух этапов. Для начала пряжу погружают в чан с горячим раствором соли, таким образом, красители связываются с ковром. Второй этап окраски ковра – термическая обработка в красильных ваннах. Время проведения этой процедуры, а также температура в красильных ваннах, зависит от того, какой оттенок хочет получить мастер на выходе.